20
years
8 (8142) 59-31-01
Отправить запрос
24.03.2004

В начале мая 2003 года появилось сообщение о скором появлении на рынке интернет-туалета. Приводились подробные сведения о замечательном проекте (беспроводная клавиатура, которую можно держать на коленях, беспроводной же широкополосный доступ к интернету, шестиканальный surround-звук и компьютер под управлением Windows XP Professional). Сообщались название изделия и компания-производитель, а именно - Microsoft.

Британское подразделение корпорации действительно выпустило соответствующий пресс-релиз, который впоследствии, усугубляя скандальность ситуации, попыталось дезавуировать, выдав за первоапрельский розыгрыш. Дело, однако, не в том, что в рядах сотрудников компании оказался шутник-вредитель. Дело в том, что, несмотря на подчеркнутую анекдотичность сообщения, в него поверили. Первым наживку проглотил Reuters, а затем "новость" повторили множество СМИ. "Известия" рискнули написать на эту тему только теперь, спустя почти год.

Причина поразительной доверчивости искушенной, казалось бы, журналистской публики состоит в том, что нас приучили к мысли, будто вся бытовая техника вот-вот станет цифровой. Массовый потребитель смирился с тем, что нынешнее поколение людей будет жить в "цифровом доме". Смирение это наступило по причине постоянных сообщений об информационно-технологических новшествах, рассчитанных на применение в домашних условиях. Нет ни одного крупного производителя бытовой электроники, который не обозначил бы свои планы производства подключенных к Интернету отопительных систем и микроволновых печей, а также объединения всех домашних электроприборов, вплоть до утюга, в сеть.

ИТ-компании наблюдают за происходящим хмуро и небезучастно. Может ли та же Microsoft допустить, чтобы завтра наши холодильники работали под управлением не Windows? Разумеется, нет. Тем более что авторство идеи "дома будущего" принадлежит Биллу Гейтсу. При строительстве своего жилья в Редмонде он применил множество, говоря корпоративным языком, "инноваций". Предполагалось, например, что каждый гость получает при входе идентификационное радиоустройство, после чего аудиосистема включается на воспроизведение любимой музыки приглашенного, едва тот переступает порог комнаты. Почему и кому от этого должно быть комфортно, не объясняли. Не объясняют и теперь.

Два подхода к цифровому домостроению

"Дома будущего" существуют, пусть и в немногих предназначенных для демонстрации журналистам экземплярах. В этих домах можно побывать и над ними можно произвести наблюдения. Единственное, чего сделать не удается, так это представить, каково в них жить.

Что касается наблюдений. Цифровые дома бывают двух видов: цифровые только лишь внутри, а также оцифрованные еще и снаружи. Внутренняя оцифрованность предполагает наличие в доме умной бытовой техники. Желательно - управляемой централизованно, с помощью единственного радиопульта, как вариант. Дом, цифровой снаружи, помимо этого еще и находится под контролем хозяина вне зависимости от того, где этот хозяин находится. Еще одно наблюдение: во всех без исключения цифровых домах водятся совершенно обычные, серийно производимые игровые приставки. Почему так, еще предстоит понять, но сам факт несомненен. Еще правило: в цифровом доме нет обычного замка на входной двери. Вместо него - устройство сканирования радужной оболочки глаза.

В Японии, где мобильная связь развита гораздо лучше, нежели в Европе и тем более в США, цифровые дома тяготеют ко второму типу: хозяин жилища виртуально "всегда дома". Сотовые видеотелефоны в этой стране распространены достаточно широко, что позволяет без особых технических проблем получать на "мобильник" картинку происходящего на кухне и в спальне. Как к этому относятся домашние, производителя не волнует. Имеет место здоровый инженерный идиотизм - если какая-либо возможность может быть реализована, ее следует реализовать. Нечто подобное имело место, когда кинематограф научился записывать и воспроизводить звук: в переставших быть немыми фильмах из всех кранов громко капала вода, все двери и половицы натуралистично скрипели, раздражая зрителя.

Дом, оцифрованный внешне, прекрасно может обходиться и без жильцов. Все его обитатели связаны друг с другом. Центр этой связи - домашний компьютер. Можно, например, через него по телефону согласовать с остальными членами семьи свои предпочтения относительно места летнего отдыха, после чего компьютер сам свяжется с турагентством. Таков пример, демонстрируемый посетителям "дома будущего" исследовательского центра компании Matsushita в Токио. Единственно полезная (и уже предлагаемая на рынке) возможность таких домов - удаленное, через интернет, управление кондиционерами и системой отопления.

Дом, оцифрованный изнутри, представляет собой жилище, оснащенное компьютеризированной бытовой техникой. Всего лишь. Но техника эта, надо признать, благодаря возможности обрабатывать информацию действительно получает новое качество. Например, для приготовления в микроволновой печи блюда из полуфабриката достаточно считать штрих-код с упаковки. Пресловутый интернет-холодильник сам закажет продукты, когда их запас сократится до критического (насколько агрегат станет дороже из-за того, что его придется оснащать датчиками и устройством связи, не сообщается). Управление техникой, освещением и отоплением дома возможно с любого из компьютеров - хотите из детской, хотите из гостиной.

Кому в цифровом доме жить хорошо

Безусловно хорошо разве что экзотическим электронным приспособлениям, которым в обычной квартире может и найтись места. Пример - цифровое пианино, которое стоит в т.н. Microsoft Home - цифровом доме на территории штаб-квартиры корпорации, в здании, где находится рабочий кабинет Гейтса. Вместо пюпитра у инструмента дисплей, такая вот инновация.

На кухне гораздо интереснее. На внешней стороне дверцы холодильника тоже дисплей, крохотный, круглой формы. На нем почему-то светится реклама пиццы. Упомянутая выше микроволновка, которую не надо программировать вручную. В гостиной вместо телевизора огромный проекционный экран, встроенный в стену. Возможность получить видео по заказу из Интернета и записать в цифровом формате нужную передачу - это само собой. И пара неизменных игровых приставок.

А главное, самая симпатичная во всем доме и не так чтобы даже слишком цифровая штука - волшебный фонарь. Обладатель современной фотокамеры редко видит свои фотографии. Слишком уж их много накапливается, поэтому искать нужную и смотреть с экрана монитора не слишком удобно. А тут изображения проецируются изнутри на полупрозрачный конус и постоянно меняются, напоминая то о летнем отдыхе, то о дружеском застолье, то о том, как дети выглядели, когда были маленькими.

Для таких вот устройств, которым не нужен цифровой дом (сойдет и обычный), место на рынке есть уже сегодня. Потребителю не нужны готовые проекты - попытка навязать их ничем не лучше безумных домов-коммун без кухонь, зато с общей столовой, которые советская архитектура так любила в 20-е годы. От IT-промышленности требуется одно: договориться о стандартах и дать независимому производителю возможность предложить нам свой вариант электронной мебели. А уж мы сами выберем и сами позаботимся о том, чтобы нам захотелось жить в цифровом доме.