За восемь лет работы наша компания безусловно накопила некоторый опыт участия в автоматизации карельских предприятий, что, как мне кажется, позволяет предпринять попытку проанализировать происходящее.
На мой взгляд, анализируя опыт автоматизации и внедрения новых информационных технологий на карельских предприятиях приходится, в первую очередь, говорить не о том, что уже достигнуто, а о том что только предстоит сделать.
Я уверен, пока ни одна карельская компания, работающая в сфере технологий автоматизации не может похвастаться реализованным проектом, который оказал действительно серьезное влияние на работу и финансовое положение предприятия-клиента.
Свершений значительно меньше, чем нерешенных задач, и данная статья является попыткой проанализировать препятствия стоящие на пути к полноценному использованию информационных технологий и средств автоматизации.
Дело в том, что наши предприятия находятся под влиянием массы стереотипов и традиций препятствующих эффективному внедрению информационных технологий. Я не берусь назвать их все, но так или иначе попытаюсь упомянуть некоторые, наиболее значимые.
Одним из таких стереотипов является отношение предприятий к автоматизации как к некой необходимой, но непроизводственной статье расходов. Сродни красивой игрушке, а не инструменту, который необходим, чтобы повысить эффективность работы и в конечном итоге получить прибыль. Возьму на себя смелость утверждать, что малый бюджет отделов автоматизации в подавляющем большинстве случаев обусловлен не отсутствием финансовых средств как таковых (все-таки экономика оживает и предприятия начинают работать), а непониманием необходимости автоматизации и отсюда нежеланием выделять для этого средства. Конечно, очень сложно посчитать эффективность автоматизации, это не так уж очевидно. Можно перечислить массу задач, которые уже сегодня требуют автоматизации, но практически нигде автоматизация не идет дальше бухгалтерии. Эта тема достойна отдельной статьи. Мне хочется лишь с сожалением отметить непонимание экономической эффективности внедрения средств комплексной автоматизации.
Казалось бы, как раз недостаток финансовых ресурсов должен подталкивать предприятия к более эффективному их использованию, т.е. к внедрению средств автоматизации. На практике все происходит с точностью до наоборот, первым делом как раз экономят на автоматизации.
Немалое негативное влияние оказывает и такой момент как исторически сложившая структура предприятий, при которой за телефонную связь отвечает один отдел, за автоматизацию бухгалтерии другой, а за автоматизацию технологических процессов третий. Причем все они относятся к разным структурным подразделениям предприятия, со своим финансированием, своим руководством и т.д. Современный подход к автоматизации состоит в том, чтобы рассматривать все информационные потоки на предприятии как единое целое, независимо от того будь это телефонная связь, передача данных или телеметрия технологических процессов. Такой подход позволяет с одной стороны существенно сократить расходы на создание и эксплуатацию информационной системы (за счет исключения дублирования аналогичных подсистем, упрощения обслуживания и т.д.), а с другой стороны получить дополнительный эффект от интеграции всех систем автоматизации в единое целое.
Кроме того, нам не раз приходилось наблюдать жесткую борьбу между начальниками отделов АСУ (ВЦ), АСУТП и связистами за деньги или внимание руководства. К сожалению, результатом этой борьбы становится либо замораживание работ по автоматизации (чаще всего), либо двойные - тройные расходы. Как показывает мировой опыт, хорошим выходом из такой ситуации является объединение отделов связи, АСУ(ВЦ), АСУТП в одном подразделении с руководителем на уровне заместителя директора, единым финансированием и единой политикой развития.
К сожалению, очень часто приходится сталкиваться также с невниманием к профессиональному уровню работников отделов автоматизации. Сама по себе техника пусть даже самая лучшая еще не гарантирует результат. Только когда ее эксплуатацией занимаются квалифицированные специалисты можно рассчитывать на успех. А здесь дело обстоит не так уж радужно. Во-первых, на данный момент в силу исторических причин очень трудно найти высококвалифицированного специалиста в отдел автоматизации. А во-вторых, информационные технологии развиваются такими темпами, что знания даже годичной давности нередко теряют свою актуальность. Поэтому, необходимо посещение работниками отделов автоматизации учебных курсов, выставок, семинаров, подписка на специализированные издания. И все это должно проводится на постоянной, регулярной основе. Только так можно получить максимальный эффект от средств затраченных на информационную систему предприятия (в том числе и на оборудование).
Когда убытки от неграмотных действий наиболее очевидны (например, в бухгалтерии), большинство руководителей понимает необходимость обучения и повышения квалификации своих работников, и идет на оплату учебных курсов, специальной литературы и т.п. Применительно к отделам автоматизации этого пока нет.
Конечно, мной упомянуты далеко не все препятствия, мешающие эффективному внедрению информационных технологий, и я надеюсь, эта статья получит свое продолжение. Кроме того, я готов ответить на возможные вопросы по электронной почте или по телефону.
«Что касается наших отличий от конкурентов, то их очень много. Есть, правда, одно принципиальное — качественный подход во всем, от ремонта компьютерной техники до реализации сложнейших проектов — вот один из китов, на которых стоит «ЛэндМарк». Я не хочу сказать, что наши конкуренты работают плохо, скорее всего, они не придают этому столь большое значение, как мы».
Каждый день, общаясь с сотрудниками отделов АСУ, ВЦ и т.п. у различных клиентов, я попеременно сталкиваюсь как с ужасающей некомпетентностью с их стороны, так и с их желанием повышать свой профессиональный уровень.