Каждый день, общаясь с сотрудниками отделов АСУ, ВЦ и т.п. у различных клиентов, я попеременно сталкиваюсь как с ужасающей некомпетентностью с их стороны, так и с их желанием повышать свой профессиональный уровень.
Поэтому у меня возникло желание поделиться своим опытом обучения и опытом обучения сотрудников нашей компании, который, я думаю, будет полезен как руководителям отделов АСУ, ВЦ и т.п. (чтобы помочь им сделать грамотный выбор при поиске и приеме на работу персонала), так и всем, кто работает, или желает ПРОФЕССИОНАЛЬНО работать в области информационных технологий.
Безусловно, сегодня никому не придет в голову взять на работу водителя, не спросив, есть ли у него водительские права. В области же информационных технологий (ИТ) это происходит на каждом шагу.
Почему-то, далеко не всегда руководитель отдела ИТ (АСУ, ВЦ …) при приеме на работу пытается оценить уровень знаний кандидата. Видимо, простота работы с компьютером на уровне пользователя формирует ошибочное представление, что и работа в отделе ИТ так же проста и не требует глубоких знаний. Однако, водить автомобиль тоже несложно, а вот создать его или хотя бы грамотно находить в нем неисправности и устранять их отнюдь не также просто. Для этого нужно гораздо больше знаний и навыков.
Конечно, и выбор квалифицированных специалистов сегодня невелик, но тогда надо сразу подумать об обучении нового сотрудника, иначе какой от него будет прок?
В отличие от известной и привычной для нас советской/российской системы образования, получение знаний (и званий) в области ИТ выглядит несколько иначе.
Прежде всего, это выражается в том, что весь процесс делится на три части:
Для получения знаний существуют учебные центры, а для проверки знаний – центры тестирования. Причем, получение знаний и их проверка могут проходить совершенно независимо друг от друга. То есть, в отличие от привычной для нас системы государственного образования, большинство курсов в учебных центрах не заканчиваются экзаменом. И наоборот, можно сдавать экзамены в центре тестирования, не прослушав ни одного курса в учебном центре.
Конечно, существуют и исключения. Некоторые курсы могут заканчиваться тестом прямо в учебном центре, но обычно это редкие, специфические курсы. Также надо отметить, что некоторые организации объединяют под одной крышей «два в одном»: и учебный центр и центр тестирования, но это не вносит принципиального отличия, просто две разные организации расположены в одном здании.
Получение знаний.
Кроме уже упомянутого обучения на курсах в учебном центре получать знания можно и другими способами: читать соответствующие книги и журналы, работать с оборудованием и в процессе работы разбираться методом проб и ошибок (или чтения документации), посещать семинары или проходить дистанционное обучение через Интернет.
Все эти способы отличаются своей эффективностью, финансовыми затратами, необходимым временем и трудоемкостью. Каждый может выбрать для себя то, что ему больше подходит. Главное - это успешно сдать экзамен, а как были получены необходимые для этого знания никому не интересно.
Безусловно, самым эффективным (и, увы, самым дорогим) способом получения знаний является обучение в учебном центре.Но учебные центры сильно отличаются друг от друга.
Первое бросающееся в глаза отличие между ними - это,конечно, стоимость курса. Причем, разница в стоимости одного и того же курса может достигать нескольких раз. В чем секрет такой разницы?
Давно известно что «хорошо дешево не бывает». Залог действительно эффективного обучения - это квалифицированный преподаватель и уровень оснащения учебного класса.
Наилучшие курсы, на которых мне доводилось бывать, читали инженеры, в основное время работающие в ИТ компаниях, именно, с тем оборудованием, по которому читают курс.
В то же время есть курсы, на которых преподаватель на любой вопрос отвечает «Не знаю. Я сам этого никогда не делал».
Что касается оснащения класса, то, по моему опыту, идеально, когда курс состоит их двух-трех часов лекции, после которой идет одно-двух часовая лабораторная (практическая работа) на реальном оборудовании и на примере реальной задачи. Причем устройство должно быть полностью в вашем распоряжении, а не одно на всю группу. Если для лекции по истории достаточно авторучки за 2 рубля и тетради за 70 копеек, то оснащение одного места в учебном классе по ИТ достигает нескольких тысяч долларов.
Секрет низкой стоимости обучения в одних центрах по отношению к другим кроется в том, что не все центры имеют действительно КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ преподавателей и необходимый комплект оборудования для КАЖДОГО студента.
Конечно, на стоимость курса влияют и «бесплатный» кофе в перерыве и кондиционер в учебном классе и мягкие удобные стулья, и еще масса мелочей, которые повышают комфорт обучения, но это обычно сопутствующие составляющие хорошего учебного центра.
Проверка знаний.
В принципе до этой стадии можно и не доходить. Если вы уверены в полученных знаниях, и они позволяют вам успешно справляться с работой, то сдавать экзамены совсем необязательно.
Но есть масса причин, по которым это необходимо как руководителю, так и работнику ИТ подразделения. Я не буду углубляться в эти причины т.к. они достаточно очевидны, мне только хотелось бы выразить надежду, на то, что со временем наличие сертификатов в области информационных технологий станет обязательным условием работы в ИТ подразделениях.
В отличие от богатства путей получения знаний, для проверки знаний существует только один вариант – сдать экзамен в центре тестирования. На сегодняшний день в России работает несколько десятков центров тестирования от двух международных организаций: Sylivan Prometric и Virtual Univercity. На сайтах www.ru и www.ru можно найти их списки.
Разница в центрах небольшая: где-то вам предложат кофе, где-то предоставят словарь (практически все экзамены на английском), а где-то цена экзамена на несколько долларов ниже. Принципиально процесс сдачи экзамена везде одинаков. Экзамен платный, заказывать его надо за 2-3 дня, сдача экзамена проходит в центре тестирования на компьютере, время экзамена, количество попыток пересдачи и интервал между ними ограничены.
После сдачи теста вам выдадут документ, в котором будут указаны ваши данные и результаты экзамена. Это не сертификат и вообще этот документ вам вряд ли когда-нибудь пригодится. Я пока не воспользовался ни одним подобным документом. Сертификат вы получите позже, по почте, непосредственно от компании, по продуктам которой вы сдавали тест.
Как я уже говорил выше, экзамен может проходить и в учебном центре по окончании курса, но это скорее исключение.
Сертификаты и не только.
И, наконец, финальная стадия – получение сертификата, т.е. документа удостоверяющего достигнутый уровень знаний. Здесь сложно говорить об общих правилах, все зависит от программы сертификации, которую вы выберете.
Поэтому, начиная обучение, надо четко представлять себе, что вы хотите достигнуть в итоге и в зависимости от этого двигаться по выбранной программе серти-фикации.
Говоря о сертификатах, мне, прежде всего, хочется внести ясность в то многообразие документов, которые появляются в процессе обучения.
И, наконец, непосредственно сертификаты. Но и сертификаты бывают очень разные. Принципиально важно, кем выдан сертификат.
Например, существуют организации типа Tekmetrics (ныне Brainbench www.brainbench.com), которые предоставляют возможность всем желающим бесплатно через Интернет сдать определенный тест и в случае успеха высылают соответствующий сертификат.
В результате процесс получения сертификата выглядит следующим образом: в один из вечеров собираются все друзья и знакомые, которые что-то понимают в этом вопросе, и коллективно с 5-го или 10-го раза (платить ведь не надо, да и число попыток не ограничено) желаемый тест сдается. Правда, что касается Brainbench, то сегодня условия сдачи стали жестче (по крайней мере берут плату), но завтра появится Brainbench – 2, и ситуация повторится.
Другое дело система сертификации лидеров индустрии ИТ (Microsoft, Novell, Compaq, Cisco и т.д.). Они построены на сдаче экзаменов в центрах тестирования, уровень вопросов там значительно выше, в большинстве случаев для получения того или иного сертификата надо успешно сдать не один, а несколько (до десяти и более) экзаменов.
Не стану утверждать, что системы сертификации типа Tekmetrics не имеют права на жизнь, но я считаю, что не стоит уделять им особого внимания. Можно считать это первым шагом, начальным уровнем. Поэтому, остановлюсь подробнее на системах сертификации от мировых лидеров.
Сертификат от известной компании удостоверяет звание, которое компания присваивает специалисту, выполнившему определенный набор требований. Существует иерархия и специализация таких званий. Например, у Microsoft первый уровень - это MCP (Microsoft Certified Professional - Сертифицированный Профессионал), следующий уровень - MCSE (Microsoft Certified System Engi-neer - Сертифицированный Системный Инженер) и т.д. Одно звание от другого может отделять до десятка экзаменов, а это месяцы труда и сотни, а то и тысячи долларов затрат на обучение (вспоминается Tekmetrics).
Мир информационных технологий развивается очень стремительно. Поэтому все серьезные сертификаты имеют ограниченный срок действия. Обычно – один год. По истечении этого срока, чтобы не лишиться звания, необходимо подтвердить знания новых продуктов и технологий. Ресертификация - это, как правило, один курс и тест по его окончании.
В завершение хотелось бы отметить, что если кого-то испугали суммы в последних абзацах этой статьи, то скажу, что существуют различные способы снизить затраты на обучение. Например:
И напоследок два совета руководителям ИТ подразделений:
За восемь лет работы наша компания безусловно накопила некоторый опыт участия в автоматизации карельских предприятий, что, как мне кажется, позволяет предпринять попытку проанализировать происходящее.
На мой взгляд, анализируя опыт автоматизации и внедрения новых информационных технологий на карельских предприятиях приходится, в первую очередь, говорить не о том, что уже достигнуто, а о том что только предстоит сделать.
В этой статье мы хотели бы остановиться на проблемах «сайтостроительства» в российском сегменте «всемирной паутины». Однако тема эта настолько обширна, что мы решили заострить внимание только на аспектах создания корпоративных WEB-ресурсов, при этом намерено, делаем это в достаточно популярной форме.