«Что касается наших отличий от конкурентов, то их очень много. Есть, правда, одно принципиальное — качественный подход во всем, от ремонта компьютерной техники до реализации сложнейших проектов — вот один из китов, на которых стоит «ЛэндМарк». Я не хочу сказать, что наши конкуренты работают плохо, скорее всего, они не придают этому столь большое значение, как мы».
Вы правы, у меня такое ощущение, что прошло не 8, а 15 лет. Мы проделали огромный путь, совершали ошибки, которые, к счастью, снова не повторяли, делали выводы, накапливая столь необходимый опыт, радовались успехам, особенно когда приходило признание и бизнес стремительно рос на глазах, и рост этот был качественный. Когда появился ЛэндМарк в Карелии уже работало 10 компьютерных компаний, до сегодняшних дней из них "дожили" единицы, а многие долгожители имеют уже далеко не лидирующие позиции.
Фирм действительно не мало, однако ситуацию на рынке определяют не более 5 компаний, и мы, я уверен в этой пятерке. Все фирмы, без исключения, отличаются друг от друга, и сравнивать их можно по-разному. Можно сравнивать, например, их обороты, специализацию, количество сотрудников и т.д. К сожалению, объективный анализ, при всем желании сделать невозможно, у нас нет организаций, способных сделать это профессионально, я думаю, что основная причина не в отсутствии технологий оценки, а в отсутствии качественных источников информации.
Что касается наших отличий от конкурентов, то их очень много. Есть, правда, одно принципиальное — качественный подход во всем, от ремонта компьютерной техники до реализации сложнейших проектов — вот один из китов, на котором стоит ЛэндМарк. Я не хочу сказать, что наши конкуренты работают плохо, скорее всего, они не придают этому столь большое значение как мы.
Да она существует, и я возьму на себя смелость предложить собственную городскую классификацию, состоящую всего из трех основных категорий.
Первая: фирмы, ориентирующиеся на рынок SOHO. К их услугам прибегают, в основном, домашние пользователи, частные предприниматели, малый бизнес. Этих компаний сегодня абсолютное большинство, так как продавать компьютеры, комплектующие, принтеры и расходные материалы, дело нехитрое. В таких компаниях, как правило, невысокая квалификация персонала, ориентированный на SOHO ассортимент, отсутствие авторизованных отношений с производителями оборудования, ярко выраженная "розничная" направленность.
Вторая категория: системные интеграторы. На мой взгляд, это самая малочисленная группа компаний, к ней можно отнести не более трех фирм в городе. Их отличает четкая ориентация на корпоративного заказчика, системные интеграторы предлагают уже решения в области телекоммуникаций, систем безопасности, систем управления ресурсами предприятий, электронного документооборота и т.д. Интеграторы авторизованы крупнейшими мировыми производителями оборудования, персонал высоко квалифицирован и авторизован индивидуально, проектные и монтажные структуры являются неотъемлемой частью таких компаний. Я уверенно отношу "ЛэндМарк" к этой категории.
Третья категория: узкоспециализированные сервисные компании. Их уже достаточно много в городе, в основном, они занимаются продажей, настройкой и обслуживанием бухгалтерских программ, распространением правовых баз данных, производством WEB-ресурсов и т.д. Однако почти все они продают персональные компьютеры и ограниченный перечень периферийных устройств, монтируют небольшие несложные ЛВС. Основные клиенты таких компаний — государственные учреждения, малый и средний бизнес.
Вместе с тем, надо отметить, что эта моя классификация достаточно условна, многие компании явно тяготеют к одной из категорий, имея при этом признаки других категорий.
Как я уже говорил выше, мы традиционно ориентируемся на корпоративного заказчика, это промышленные предприятия республики, государственные учреждения, бизнес — клиентская база насчитывает более двух тысяч записей. К нам обращаются и домашние пользователи компьютерной техники, но их число незначительно. Список наиболее крупных клиентов я приводить не буду, так как он вряд ли будет принципиально отличаться от аналогичного списка наших ближайших конкурентов, рынок изменился, крупный заказчик, как правило, работает сразу с несколькими фирмами. Некоторые отзывы наших клиентов отражены на корпоративном сайте компании www.landmark.ru.
Хороший вопрос. Как это не странно, но именно кризис 1998 года дал положительный импульс развитию системной интеграции. Заработала экономика, появилась необходимость, а главное финансовая возможность внедрять информационные технологии на более высоком уровне, потребовались решения. Но все далеко не безоблачно.
Одна из проблем, на мой взгляд, это тотальная некомпетентность ответственных за информатизацию лиц у заказчика, и особенно, в государственных учреждениях. Я могу на память назвать все те организации, где начальники отделов АСУ говорят с нами на одном языке и действительно способны оценить предлагаемые решения с технической точки зрения. От этого страдает в первую очередь сам заказчик, так как он часто принимает неверные, ничем необъяснимые решения, подписывая контракт с фирмой, которая откровенно слаба технически. Этому явлению есть свое объяснение. Дело в том, что до сих пор во многих организациях информатизацией занимаются, по сложившейся традиции, совершенно сторонние от нее люди, нередко совмещая ее с другими своими основными обязанностями. Специфика нашей отрасли такова, что технологии развиваются стремительно, а с помощью только журналов и буклетов поддерживать высокий уровень знаний невозможно, необходимо на постоянной основе посещать специализированные курсы, семинары, форумы, выставки и т.п. Как Вы сами понимаете, это требует немалых денег и времени, далеко не каждый руководитель организации уделяет информатизации должное внимание не на словах, а на деле. Наблюдается также и "кадровое старение" специалистов АСУ, невысокая зарплата, отсутствие перспективы решения жилищного вопроса заставляют молодых специалистов искать работу в негосударственном секторе, чаще всего они "оседают" в небольших коммерческих предприятиях с достаточно ограниченными возможностями профессионального роста.
Мешает развитию информатизации и сложившиеся стереотипы у руководителей предприятия, для многих из которых это не более чем расходы, пусть даже необходимые. Продемонстрировать же эффективность информатизации почти невозможно, так как ни одно предприятие, по моему мнению, дальше пресловутой "лоскутной автоматизации" в Карелии не продвинулось.
Я уверен, что это не так. Что касается оборудования, то мы продаем только то, что поступает по официальным каналам, а это значит, что оно поддерживается производителем на территории России (локализованная документация, бесплатная гарантия от производителя, консультации по телефону и Интернет, и т.д.) Ввезенное по "серым" каналам оборудование стоит дешевле, однако оно не поддерживается производителем никак, покупателю придется иметь дело, в лучшем случае, только с продавцом. Кроме того, тот, кому приходилось приобретать у нас оборудование, знает, что мы продаем не просто "коробку", мы продаем вместе с ней и компетентный сервис, а эта составляющая год от года имеет все большее значение. Это значит, что в случае возникновения каких-либо проблем (а по нашему опыту ломается любое, даже самое дорогое, оборудование), мы не ограничимся только "действиями в рамках закона о правах потребителей", мы сделаем для клиента гораздо больше.
Теперь о стоимости наших услуг, все работы, будь это прокладка кабеля, ремонт компьютера или, например, проектирование кабельной системы выполняются только высококвалифицированными специалистами, их подготовка обходится компании не дешево (большинство компьютерных фирм города вообще не имеют сертифицированных специалистов). С другой стороны, это гарантирует качество выполненных работ, а это, как я уже говорил выше, для нас имеет огромное значение. В Москве, например, за аналогичные услуги придется заплатить больше в разы, при этом, качество их может быть даже ниже. Стоимость наших услуг соответствует реальной рыночной ситуации в регионе.
Этот год по праву можно назвать удачным. Нам удалось решить основную задачу: создать эффективное WEB-подразделение, способное производить и продвигать интернет-ресурсы самой высокой пробы. Задача оказалась нетривиальная, так как в Петрозаводске не было, и нет до сих пор ничего подобного, начинать приходилось с "нуля". Нам повезло — уже на старте нам удалось получить крупные Московские заказы, на которых были отработаны технологии производства и поддержки. Прогресс был столь значительным, что подразделение уже сегодня выделено в отдельную самостоятельную компанию — Интерсо. А все началось с довольно рискованного проекта "Городской информационный портал", который до сих пор финансируется только нашей компанией, и является, без преувеличения, одним из самых популярных ресурсов Карельского интернета ("Серебряная мышь 2000" - лучший ресурс года). Среди многих наших конкурентов существует мнение, что в "российском интернете" нет денег, а значит развивать это направление сейчас бессмысленно. Отчасти они правы, сейчас серьезные проекты развиваются в основном за счет инвестиций, однако, совсем скоро ситуация изменится в лучшую сторону, и выиграет тот, кто будет обладать необходимыми технологиями, кто будет наиболее готов к этим переменам. Я не устаю повторять, что когда мы начали продавать компьютеры, мы были на рынке десятыми, когда сделали ставку на системную интеграцию, были уже третьими. Я знаю, сколько стоит лидерство, поэтому разработкой технологических решений в Интернет мы занялись в городе первыми.
Еще одно событие, которое свершилось уже в этом году — выход на рынок интеллектуальных систем безопасности. Это произошло не случайно, после кризиса 1998 года, у многих предприятий заметно улучшилось финансовое положение, появилась возможность защищать собственность, а без адресных пожарно-охранных сигнализаций, систем контроля доступа и видео наблюдения тут не обойтись. Что самое удивительное, я до недавнего времени считал, что на карельском рынке работает достаточно много компаний (лицензий выдано не менее 35), однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что большинство фирм предлагает и монтирует морально устаревшие простейшие системы, которые не отвечают требованиям сегодняшнего дня, это позволяет нам рассчитывать на хорошую перспективу в будущем.
"ЛэндМарк" это современная динамично развивающаяся компания, мы, безусловно, сохраним наши традиционно сильные стороны: активный маркетинг, кадровая политика, профессиональный подход. Однако наш рост требуют перестройки структуры управления компании, сейчас это объект нашего пристального внимания. В этом году мы планируем провести комплекс мероприятий с целью усиления подразделения отдела продаж, изменения маркетинговой политики компании в целом.
Что касается стратегических задач, то я хотел бы выделить одну из самых важных для нас — внедрение и поддержка программных продуктов и решений в области управления ресурсами предприятий, электронного документооборота. Попытки последних лет поиска регионального партнера в этой области информационных технологий, к сожалению, закончилась неудачей, поэтому принято решение о создании собственного крупного подразделения.
Мне довольно часто приходится отвечать на вопросы потенциальных покупателей серверов, чем же сервера отличается от настольных персональных компьютеров (ПК) и друг от друга. Поэтому, я решил изложить в данной статье наиболее часто обсуждаемые в связи этим вопросы.
За восемь лет работы наша компания безусловно накопила некоторый опыт участия в автоматизации карельских предприятий, что, как мне кажется, позволяет предпринять попытку проанализировать происходящее.
На мой взгляд, анализируя опыт автоматизации и внедрения новых информационных технологий на карельских предприятиях приходится, в первую очередь, говорить не о том, что уже достигнуто, а о том что только предстоит сделать.