В этой статье мы хотели бы остановиться на проблемах «сайтостроительства» в российском сегменте «всемирной паутины». Однако тема эта настолько обширна, что мы решили заострить внимание только на аспектах создания корпоративных WEB-ресурсов, при этом намерено, делаем это в достаточно популярной форме.
Данные опросов показывают, что численность аудитории интернет активно растет, пока, в основном, за счет тех, кто приобрел первый опыт, но не стал пока регулярным пользователем. Ситуация в Российском сегменте сети (иначе РУНЕТ) количественно существенно отличается от ситуации в карельском сегменте, однако тенденции роста заметны в обоих сегментах. Каждый десятый россиянин получает или имеет опыт получения информации из интернет. Однако реальные масштабы влияния сети на российское общество значительно выше. С учетом того, что 16 млн. россиян имеют друзей, регулярно посещающих интернет, зона влияния сети охватывает более 27 млн., то есть каждого четвертого жителя России. Если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к началу 2002 года максимальная аудитория интернет в России достигнет 18 млн. человек, а в Карелии 54 тыс. человек соответственно. Наблюдается и рост качества WEB-ресурсов, эйфория проходит, а вместе с ней уходит и время глобальных и, зачастую, необоснованных инвестиций в интернет-проекты. Многие уже не считают собственный корпоративный WEB-ресурс (или иначе «сайт») только рекламной площадкой, все большее внимание уделяется функционалу и количеству сервисов предлагаемых посетителям сайта, системе управления контентом (содержанием), интеграции с корпоративным электронным документооборотом и т.д. Однако одного только понимания необходимости располагать собственным корпоративным сайтом явно недостаточно, нужно абсолютно четко представлять какие задачи должен будет решать сайт, и это свое представление отразить в техническом задании (ТЗ) – документе, без которого ни один серьезный разработчик WEB-ресурсов не возьмется за реализацию проекта. Наш опыт показывает, что большинство заказчиков, как правило, свое представление не могут самостоятельно отразить в ТЗ, в таких случаях этот документ разрабатывается нами совместно с заказчиком. Если Вы все-таки решили написать ТЗ самостоятельно и никогда прежде этого не делали, предлагаем ответить для себя на некоторые, ключевые на наш взгляд вопросы, ответы на которые должны быть отражены в ТЗ.
Для чего создается сайт?
Сегодня корпоративные заказчики в России, как правило, создают WEB-ресурс, преследуя либо PR-цели (интернет-представительство компании), либо пытаются перенести в виртуальное пространство часть своего бизнеса (яркий пример B2B и B2C платформы), либо преследуют обе эти цели одновременно. В первом случае упор делается на дизайн и «красоту» подачи контента, продвижение торговой марки, своего «брэнда». Сайт должен быть запоминающимся, напоминать красочный буклет, в котором отражается продвигающая компанию информация, создающая ее положительный общественный имидж. Одним словом, сайт становится частью рекламной политики фирмы. Второй случай предусматривает предоставление пользователю определенного функционала, например, возможность получить подробную информацию о каком-либо товаре, заказать его и оплатить, отследить доставку и все это в режиме он-лайн. Здесь на передний план выходят высокотехнологические программные решения. Такой сайт позволяет зарабатывать деньги либо прямым образом, как интернет-магазин, либо косвенно, как сайт дистрибьютера (возможность 24-часового доступа к системе размещения заказов и информации о складе и транзитах – конкурентное преимущество, ведущее к увеличению оборота, а значит и к увеличению доходов).
Кто будет посетителем сайта?
Интернет-аудитория велика и многообразна, она не ограничена государственными границами, расовой принадлежностью, возрастными цензами, часовыми поясами, вероисповеданием или политическими убеждениями, однако, необходимо иметь четкое представление о том, для кого Вы создаете сайт, от этого обстоятельства зависит очень многое: дизайн, представление контента, навигация, необходимость авторизованного доступа, языковая локализация и т.д.
Как будет обновляться сайт?
Не обновляемый сайт обречен на забвение, сайт – как зеркало реальности должен жить и меняться. Периодичность обновления во многом определяет эксплуатационные расходы, т. е. стоимость владения. Если, например, обновление контента производит разработчик, то это он будет делать за отдельную плату, при этом скорость и качество обновления будет, скорее всего, Вас не устраивать. Целесообразнее единожды потратиться на систему публикаций (иногда ее называют «системой сопровождения»), тогда процедура обновления существенно упростится, а зависимость от разработчика будет сведена к минимуму, так как изменением контента будут заниматься собственные сотрудники (с лицами, отвечающими за обновление сайта лучше определиться до начала работ). В случае, когда сайт интегрируется с существующим корпоративным программным обеспечением без системы публикации вообще не обойтись.
Где физически будет размещен сайт?
Сегодня наиболее распространены три варианта решения этой проблемы. Один из них - выделить собственный WEB-сервер и арендовать или приобрести в собственность выделенный канал до узла провайдера (или установить сервер прямо у провайдера). Этот способ потребует достаточно высоких затрат, однако позволяет администрировать сервер в полной мере без всяких ограничений. Другое решение – арендовать пространство на одном из серверов провайдера. Затраты в этом случае невелики, однако, сайт должен быть полностью «адаптирован» под программное обеспечение используемое самим провайдером, самостоятельное администрирование становится проблематичным из соображений безопасности, которыми руководствуется владелец сервера, наверняка также, возникнут проблемы с резервным копированием и мониторингом работоспобности сайта. Наиболее привлекателен, на наш взгляд, вариант размещения сайта на собственном сервере выбранного Вами разработчика. В этом случае расходы будут незначительно выше в сравнении со вторым вариантом, однако у Вас не будет проблем ни с безопасностью, ни с администрированием, ни с мониторингом сайта. Если ответы на вышеуказанные вопросы получены, необходимо определиться с разработчиком сайта.
Кто будет разрабатывать сайт?
Существует заблуждение, что если на предприятии есть отдел информатизации (или АСУ) укомплектованный штатными программистами, то им вполне под силу разработать и интернет-ресурс. Но чудес не бывает, грамотный программист или системный администратор не способен разработать продукт, который будет обладать одновременно стильным дизайном, удобной навигацией для посетителя, хорошо реализованными программными сервисами, и уж тем более, вряд ли кто-либо из них представляет о маркетинговых мероприятиях по продвижению WEB-ресурса в сети. Дело в том, что сотрудники отдела информатизации, как правило, имеют глобальный опыт разработки и поддержке программных средств совершенно в другой области. Этот опыт, к сожалению бесполезен для WEB-приложений, изучение с нуля чревато экспериментом, на который уйдет много сил и времени, а вот результат не гарантирован, так как качественный сайт может быть создан только коллективом специалистов, и нет никаких гарантий, что этот коллектив на предприятии есть. Из всего выше сказанного мы осмелимся сделать вывод – что своими силами качественный WEB-ресурс создать, практически, невозможно. Другая крайность - размещение заказа «продвинутому студенту», или даже целой группе студентов гордо именующих себя WEB-студией. Обычно, это не имеющие юридического лица компании, не обладающие необходимым опытом, техническими возможностями и должной организационной структурой. Единственное преимущество таких студий – низкая стоимость работ, однако, для большинства заказчиков на деле это выброшенные на ветер деньги. На наш взгляд самый верный путь - обратиться к профессиональному разработчику, хотя и здесь есть свои «нюансы». Первый вопрос к претенденту – адрес его собственного WEB-ресурса, именно там Вы можете узнать о том, как долго существует компания, какое у нее портфолио (список выполненных работ), и на сколько оно солидно, как много профессиональных специалистов в штате, каковы технологические возможности и т.д. Не менее важный вопрос: стоимость работ и сроки их выполнения. Лучше, если претендент предоставит Вам смету, где кроме общей стоимости работ присутствует подробное их описание, а расчет будет произведен в человека/часах - это верный признак профессионализма, ответственности и солидного опыта работы. Стоит обратить внимание на предлагаемые дополнительные услуги, использование которых может отразиться на успехе проекта в целом, например, размещения сайта на собственном сервере разработчика, возможность продвижения в сайта среди таргетированой интернет-аудитории, 24-часовой технический мониторинг работоспособности и администрирование, резервное копирование, защита от несанкционированного доступа и т.д. Мы будем искренне рады, если эта небольшая ст4атья хоть сколько-нибудь поможет Вам правильно разработать ТЗ своего корпоративного ресурса и выбрать достойного разработчика.
Мотин Сергей
Иешко Дмитрий
Каждый день, общаясь с сотрудниками отделов АСУ, ВЦ и т.п. у различных клиентов, я попеременно сталкиваюсь как с ужасающей некомпетентностью с их стороны, так и с их желанием повышать свой профессиональный уровень.
Рынок связи сегодня очень динамичен: расширяют спектр своих услуг поставщики традиционной кабельной связи, появляются все новые сотовые компании, изменяется ситуация в стране. Быстро предложить новую услугу, обеспечить каждому клиенту индивидуальное обслуживание, полнее использовать возможности, предлагаемые операторами связи — все это в данном бизнесе жизненно необходимо. У предприятий связи сейчас не остается времени на раздумья — без эффективного управления и гибкого реагирования на требования рынка успешно работать невозможно, нерациональное управление обходится все дороже.