20
years
8 (8142) 59-31-01
Отправить запрос
14.08.2002

Целью современного производства является получение максимально возможной прибыли в разумные сроки в условиях конкурентной борьбы. Это достижимо лишь при максимальной эффективности производства, что в свою очередь, возможно лишь при эффективном управлении.

Введение

Управление строится на понимании производства как совокупности бизнес-процессов, воздействовать на которые можно только при наличии объективной информации о их состоянии и наличия средств принятия решений, воздействующих на процессы. Собственно для этого и нужны современные автоматизированные системы управления производством. История внедрения АСУТП на российских предприятиях окутана множеством «миф0ов».
Вот наиболее существенные из них:
1. АСУП не нужны. Как тогда выжить в условиях конкуренции, подчас очень жесткой ? Как получить стабильный выход на мировой рынок, продажа продукции на котором возможна только при условии сертификации предприятия по стандартам управления производства (ISO 9000….), а эти стандарты требуют наличия автоматизированной системы управления.
2. АСУП дороги. Да, это так. Но практика показывает, что динамически развивающиеся предприятия тратят на корпоративные информационные системы (КИС) до 5% от своего оборота, подчеркиваем , оборота а не доходов. Планка ниже 3% признана недопустимо низкой.
3. Ни одна из существующих систем нам не подходит, поскольку номенклатура продукции очень велика и выпускается подчас уникальная продукция. Это не так. Все существующие системы нацелены на выполнение именно конкретных заказов, а возможности вычислительной техники огромны.
4. АСУП сложны во внедрении. При правильном выборе системы, компании способной обеспечивать внедрение системы и наличии на предприятии группы квалифицированных заинтересованных специалистов, внедрение можно провести в сжатые сроки. Главное наличие у руководства предприятия воли к осуществлению
5. У АСУП много противников, способных тормозить внедрение. Методы борьбы с противниками достаточно хорошо известны.

Сделаем краткие выводы. В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Сложности во внедрении систем во многом надуманы. Осознав необходимость приобретения системы необходимо выбрать наиболее подходящую (на данном этапе) для вашего предприятия.

История вопроса

Перед описанием современных систем проведем краткий исторический экскурс. В 70-80-х годах для автоматизации процесса управления на многих машиностроительных предприятиях были созданы автоматизированные системы управления, обеспечивающие обработку отчетной, поступающей с известным отставанием информации. В настоящее время на предприятиях, как правило, эксплуатируются АСУ, включающие в себя такие традиционные функциональные подсистемы, как:
технической подготовки производства (ТПП);
управления материально-техническим снабжением (УМТС);
оперативного управления основным производством (ОУОП);
технико-экономического планирования (ТЭП);
бухгалтерского учета (БУ);
управления кадрами (УК).
Крайне редко все подсистемы объединены в единое целое, как правило, часть задач решается на больших машинах (ЕС) вычислительных центров, часть на персональных компьютерах локальных сетей отделов, иногда объединенных в общую сеть предприятия. Каждая подсистема состоит из ряда задач, которые можно рассматривать как расчет показателей планирования, учета, корректировки и анализа, направленных на осуществление некоторой цели. Каждая задача, решаемая в АСУ, характеризуется не только своим целевым и функциональным назначением, но и определенным периодом действия и объектом, для управления которым она предназначена. Безусловно, каждая подсистема обменивается информацией с другой подсистемой, но эта информация отчетная, статистическая, но никак не оперативная. Чаще всего эти системы работают в пакетном режиме, а информация заносится и обрабатывается специально подготовленными людьми - сотрудниками подразделения АСУ. Объектом управления в этих АСУ является предприятие, цех, участок, бригада. Период действия - год, квартал, месяц, сутки, то есть период, на который установленные показатели обязательны к выполнению. Период действия «сутки» используется крайне редко ввиду ограничения вычислительных ресурсов и отсутствия оперативного (на местах) способа занесения информации. Функционирование подсистем АСУ проводится с использованием соответствующего информационного обеспечения - как покупного, так и своего, индивидуально разработанного. Доля официально закупленного (лицензионного) ПО очень незначительна, а доля своих уникальных разработок весьма велика. Поэтому на каждом предприятии был свой коллектив разработчиков, нередко весьма квалифицированных. Современные крупные и средние машиностроительные предприятия состоят из многочисленных производственных и управленческих подразделений, тесно связанных между собой при изготовлении продукции. Одновременно в производстве находится большое количество заказов по разным видам продукции. Для машиностроительного предприятия продукция - это машина, агрегат, узел или сложный прибор. Каждая продукция - это десятки и сотни деталей, которые проходят обработку в нескольких цехах и собираются на самом предприятии или отправляются на сборку на другое предприятие, а иногда - на площадку к заказчику. Необходимо наладить и поддерживать большое количество межцеховых связей, учитывать многообразие факторов, обеспечивающих четкий производственный режим. Надо спланировать работу так, чтобы обеспечить равномерную, наиболее целенаправленную загрузку оборудования и трудовых ресурсов, организовать выпуск продукции в установленный срок в необходимых объемах и получить при этом наибольший экономический эффект. Особые сложности в контуре управления производством возникают тогда, когда требуется провести модификацию изделия и осуществить это в сжатые сроки. Нередко модификации подвергается до 25% всей номенклатуры изделия. При существующих методах управления учет и регулирование производства основываются во многих случаях на неполной и, в основном, отчетной, поступающей с известным отставанием информации. Такой метод управления, несмотря на достаточно длительный период "перестройки", остается неизменным. Автоматизация такого типа (компьютеризация процесса управления предприятием) приводит только к автоматизации процедуры отчетности и никак не меняет саму природу административного, формального управления предприятием. Уже много предприятий убедились в том, что компьютеризация отчетной системы управления - затратный подход, не реализующий аналитический взгляд на работу с достоверной информацией, поскольку ее просто нет в системе, и не обеспечивающий реализацию оперативных управляющих связей в процессе производства. Максимум, что может позволить себе руководство предприятия при таком подходе к автоматизации, это извлечь уроки и избежать ошибок при производстве следующих продуктов (узлов, агрегатов и т. д.). Это обстоятельство, а также сложность большинства плановых, аналитических и других необходимых для решения вопросов управления расчетов, приводит к широкому распространению в управлении административных методов, основанных на волевых решениях, в большинстве случаев, не подтвержденных необходимыми расчетами и анализом. Если отвлечься от человеческого (уход квалифицированных специалистов) и аппаратного факторов, к основным недостаткам АСУ добавятся:
-отсутствие оперативной, качественной информации о состоянии и использовании ресурсов предприятия
-отсутствие оперативной связи с системой проектирования CAD
- отсутствие оперативной связи с технологической системой
- отсутствие самой технологической системы
- отсутствие автоматизированной системы внесения изменений в документацию, получаемую в результате решения задач функциональных подсистем
- отсутствие системы ведения документации с использованием архивов на машинных носителях
-разрыв во времени между процессом создания документа и переносом данных на машинные носители информации, что приводит к увеличению трудоемкости обработки, снижению достоверности данных и, в значительной мере, задержке обеспечения управленческого персонала необходимой информацией
-отсутствие инструментальных средств развития АСУ
-отсутствие информационного подхода в управлении производством в угоду управления посредством документов

Существующее положение

Производственная необходимость (выполнение заказа в сжатые сроки, фактическая невозможность содержания больших складских запасов) привела к созданию MRP-систем. MRP - material requirement planning - планирование материальных потребностей. Они «умели» решать, считать параметры и планировать потребности в материальных ресурсах для производственной программы предприятия . Входными данными MRP-системы были показатели плана производства готовой продукции на период, спецификации производимой продукции, существующие запасы и т.д. Выходными данными MRP-системы являлись графики заказов на закупку материалов и комплектующих и графики заказов на производство компонентов, необходимых для изготовления готовой продукции. Успехи во внедрении стандарта привели к его дальнейшему развитию. 70-80 годы - планирование потребностей в материалах по замкнутому циклу (Cloosed Loop Material Requirment Planning), включающее составление производственной программы и ее контроль на цеховом уровне, конец 80-90-е - на основе данных, полученных от поставщиков и потребителей, ведение прогнозирования, планирования и контроля за производством, 90-е - планирование потребностей в распределении и ресурсах на уровне предприятия - Enterprise Resourse Planning и Distributed Requirements Planning. Не вдававаясь в описание отдельных модулей системы приедем результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:
-получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
-долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
-решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
-реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
-планирование и контроль за всем циклом производства с
возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
-автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
-финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
-значительное сокращение непроизводственных затрат;
-защита инвестиций, произведенных в информационные технологии; -возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.
Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. В мире существует множество систем различных производителей. Наиболее развитой системой в мире признана SAP/R3.Свыше 11000 компаний в более чем 100 странах осуществляют свою деятельность используя продукт R/3 для конфигураций клиент/сервер. Следует заметить, что большинство крупных российских предприятий развивает свои информационные технологии в надежде приобрести в конце концов, систему класса SAP/R3. Однако постоянные изменения в российском законодательстве, меняющиеся требования к финансовой деятельности предприятий , заставляют отечественные предприятия обратить свой взгляд на системы российского производства. В огромной степени этому способствует возросшее качество программных продуктов и непосредственная поддержка их на месте (вплоть до адаптации отдельных модулей к нуждам конкретного предприятия). Для успешного внедрения системы требуется : осознание руководством необходимости АСУП и воля к внедрению системы. Выбор системы должен быть сделан при непосредственном участии всех заинтересованных (и незаинтересованных) лиц участвующих в управлении предприятием. Предпосылки к успеху : на предприятии должна существовать достаточно развитая структурированная вычислительная сеть. Коллектив информационного центра должен иметь соответствующую квалификацию и опыт во внедрении информационных систем.