20
years
8 (8142) 59-31-01
Отправить запрос
03.02.2004

К производству компьютеров компанию НР подтолкнула революция в электронике. В начале 1960-х годов стало ясно, что компьютеры будут играть главную роль в приборостроительной области. Всеми осознавалось, что компьютер может повысить точность измерений в десятки раз и даст возможность получать значительно более полезные выходные данные. В то время в Новой Англии уже существовало несколько небольших компьютерных компаний.

«Диджитал Эквипмент Компани» (Digital Equipment Company - DEC) уже выпускала довольно многообещающую продукцию. НР рассматривала возможность объединения с DEC и приобретения компании за 25 миллионов долларов. Однако в силу ряда осложняющих дело факторов сделка не состоялась. Дэвид Паккард также посетил лаборатории Уанга, где проектировался электронный компьютер, но счел нежелательным для НР включаться в производство этих устройств.

Между тем два инженера НР Кей Маглби и Пол Стофт начали эксперименты по созданию компьютера. Они представили руководству вариант системы компьютеров НР, автоматизирующих приборы НР, чтобы те могли подключаться к печатающим устройствам и графопостроителям.

В сентябре 1964 года НР начала разрабатывать автоматический контроллер для измерительных систем. Во главе исследовательской команды встал Кей Маглби. Так была создана модель 2116, ставшая первым мини-компьютером НР. Хотя работы в лаборатории НР уже начались, компания к тому же завладела небольшой компьютерной группой из «Юнион Карбайд» (Union Carbide), которая усилила штат лаборатории. Это было ядро первого компьютерного подразделения НР в Капертино, неподалеку от Пало-Альто.

Вскоре обнаружилось, что компания продает больше моделей 2116 в качестве самостоятельных мини-ЭВМ, а не контроллеров автоматизированных измерительных систем. Тем не менее, НР все еще медлила заявить о себе. Примером осторожного подхода компании к компьютерам является тот способ, который был задействован в многообещающей программе под кодовым названием «Омега». Начатая сотрудниками НР в Капертино, «Омега» стала тем, чем должна была быть в начале 1970-х годов, - первым в мире 32-битовым компьютером. Термин «битовый» относится к длине слова, используемого в формате компьютерных данных, и к ширине параллельных шин, применяемых для передачи данных в машине. Изначально в ЭВМ была общепринятой 8-битовая длина слова. В 1968 году стандартное слово стало иметь длину 16 бит. 32-битовая машина нуждалась в более солидном аппаратном обеспечении, но обладала вдвое большим быстродействием и позволяла в тысячи раз увеличить объем памяти непосредственного доступа.

К перспективам производства столь быстродействующего и мощного компьютера в Капертино отнеслись с потрясающим энтузиазмом, и вскоре программа «Омега» была доведена до стадии готовности опытного образца. Однако к этому времени возросла обеспокоенность высшего эшелона руководителей относительно самой направленности программы. Она явно представляла собой отход от базисных принципов НР. Она была дорогостоящей. Компании пришлось бы пойти на ее финансирование в режиме кредитования вместо наращивания мощностей существовавшей НР. Программа требовала опыта и возможностей, которыми компания НР в то время не располагала. Нужны были электронный центр обработки информации, знакомство с областями, где обрабатывается большой объем деловой информации, требуется круглосуточное обслуживание, выполняются лизинговые и торговые операции. Работы по программе прекратили, хотя решение оказалось трудным и вызвало большую полемику. Прекращение разработок по «Омеге» особенно огорчило сотрудников лаборатории в Капертино. Пара, затеявшая эту программу, оставила подразделение (а вскоре и компанию). Несколько членов их команды стали носить нарукавные повязки из черного бархата в знак скорби по отмененной программе! Однако сотрудники не впадали в отчаяние. Как потом стало известно, энтузиасты программы «Омега» спрятали собранное в одном из задних помещений лаборатории и продолжали работать.

Ряд ключевых руководителей и инженеров подвергли программу повторному анализу. Они пришли к выводу, что в ней есть несколько хороших идей, относящихся к архитектурному проекту компьютера, и если бы можно было вернуться к 16-битовой машине и упростить операционную систему, то получилось бы обещающее успех изделие. Так была переориентирована исследовательская программа «Омега», получила она и новое имя - «Альфа». В результате появилась достаточно сложная, малозатратная 16-битовая машина для оперативной обработки деловых операций с небольшим и средним объемом информации. «Альфа» стала первым компьютером общецелевого назначения компании НР и получила название НРЗООО. НРЗООО с его операционной системой МРЕ вошел в число промышленных компьютеров, имевших наиболее долгую историю успеха. Более чем через двадцать лет после первого появления «Альфы» на рынке потомки этой машины только-только начинают уходить со сцены.