20
years
8 (8142) 59-31-01
Отправить запрос
26.01.2001

Как правило, пользователь, приобретая ПК, надеется, что компьютер будет долго и качественно выполнять свои функции. Поэтому, совершая подобную покупку, необходимо представлять, как поведет себя новоприобретенное устройство в той или иной ситуации и как долго будут сохраняться его базовые характеристики. При закупке целой партии ПК (обычно для офиса) важными становятся еще и такие факторы, как однотипность полученных изделий. Это существенно упрощает работу системного администратора и повышает устойчивость корпоративной информационной системы в не меньшей степени, чем надежность непосредственно каждого из приобретенных компьютеров.

Как правило, пользователь, приобретая ПК, надеется, что компьютер будет долго и качественно выполнять свои функции.

Поэтому, совершая подобную покупку, необходимо представлять, как поведет себя новоприобретенное устройство в той или иной ситуации и как долго будут сохраняться его базовые характеристики.

При закупке целой партии ПК (обычно для офиса) важными становятся еще и такие факторы, как однотипность полученных изделий. Это существенно упрощает работу системного администратора и повышает устойчивость корпоративной информационной системы в не меньшей степени, чем надежность непосредственно каждого из приобретенных компьютеров.

В такой ситуации обычно помогает обращение к известной торговой марке. Изделие известного производителя, как правило, долговечнее и функциональнее, чем его "серый" собрат, но дороже. За что же платит пользователь: просто за "марку" или за большую надежность и лучший сервис? Какие современные отечественные компьютерные компании производят действительно "марочную" продукцию, в чем их отличие от остальных производителей ПК? Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к генеральному директору компании "Аквариус Дата" Леониду Шикановичу Гольденбергу, и вот что он нам ответил.

- Какова нынешняя структура российского компьютерного рынка?

Оценка категорий основных игроков на современном компьютерном рынке России, предлагаемая мной, несколько отличается от той, которую дают исследовательские компании IDC и Dataquest. Я бы выделил не две основные группы поставщиков, а четыре. Во-первых, это ведущие мировые производители. Следует отметить, что по имеющимся данным, их доля российского рынка постоянно сужается. Если в прошлом году такие поставки составили около 23%, то, по оценкам специалистов, в текущем году они займут не более 17% рынка.

Отечественные же фирмы я разделяю на три основные категории. Прежде всего, это уже сложившиеся отечественные компании, поставляющие примерно треть всей компьютерной техники под известными "марками". Есть также крепкие региональные производители, выпускающие неплохую технику, на долю которых приходится примерно 15% компьютеров. Их продукцию можно условно назвать локальными "марками". Остальные продажи приходятся на долю фирм, занимающихся "коленной сборкой", то есть небольших или не специализирующихся на высокотехнологичном оборудовании.

Что касается "Аквариуса", то по данным международных исследовательских компаний IDC и DataQuest, мы занимаем 3-е место по продажам РС серверов (12-14% рынка) в России, и 2-3 - по продажам ПК (5% рынка).

- Что же такое российская компьютерная "марка"?

Я считаю, что есть три основные отличительные черты, позволяющие выделить компании, к продукции которых применимо это название.

Один из основных критериев - наличие в обязательном порядке заводского производства, неважно своего собственного или арендованного. Что бы сейчас ни рассказывали, пока в нашей стране есть лишь два полностью оснащенных для производства компьютеров завода - это зеленоградский "Квант" и наш Шуйский завод "Аквариус". Конечно, подобное предприятие должно быть оснащено сборочной линией, организованной по конвейерному принципу для регулировки скорости прохождения изделия в зависимости от объема производства.

Второй важный критерий - наличие у компании развитой системы сервисного обслуживания в регионах. Безусловно, нетрудно организовать сервис в Москве или отдельном городе, намного сложнее реализовать необходимый уровень услуг в регионах. Не секрет, что средние затраты на создание одного сервисного центра составляют 20-30 тыс. долларов. Если умножить эту величину на сто регионов, то получится несколько миллионов долларов, а это очень серьезные капитальные вложения. Конечно, такие проекты реализуются не сразу. Например, "Аквариус" работает с ведущими, по объемам продаж, фирмами в регионах, на базе которых и строится сервисная сеть. Опыт показывает, что это верный подход, и, как результат, сейчас у нас имеется 27 авторизованных сервисных центров.

И, наконец, третье важнейшее качество настоящей торговой "марки" - это узнаваемость модельного ряда. То есть поддержание производства одной и той же модели длительное время, которое должно совпадать со временем жизни ее основных компонент или даже превышать его за счет использования складских запасов. "Аквариус" выпускает модельную линию как можно дольше, обычно запуская новое изделие не вместо, а вместе со старым. И лишь когда покупательский спрос переключается на новый продукт, мы изымаем старый из производства, продолжая его поддержку. Наша компания всегда может поставить заказчику компьютер той конфигурации, которая есть в прайс-листе.

Плюсы, получаемые потребителями от выполнения производителем всех трех условий, очевидны. В реализации всех трех критериев и заключаются основные преимущества "марочной" техники. Она создана на заводе, производство которого сертифицировано, из однотипных компонент, приобретенных у одного производителя, и обслуживается по всем правилам современного сервиса.

- В чем преимущества сертифицированности "марочной" техники?

В нашей стране процесс получения требуемого законодательством сертификата соответствия (безопасности) несложен. Совсем другое дело провести комплексную проверку каждого третьего выпущенного компьютера на реальное соответствие гигиеническим нормам эргономики и облучения. Я абсолютно уверен в том, что практически безопасной окажется лишь продукция известных западных и отечественных компаний, то есть производителей "марочной" техники.

Значительно интереснее сертификация производства по международному стандарту ISO 9000. Наличие подобного сертификата приводит к росту уверенности покупателя в том, что компьютер будет работать правильно. Поэтому, я считаю, каждый серьезный производитель должен пройти подобную процедуру. В частности, в этой системе есть пункт "Время жизни изделия", и по требованию сертификационной комиссии недопустимо, чтобы оно было меньше одного года, а время обслуживания модели - трех лет. Это напрямую пересекается с необходимостью поддержания модельного ряда. Локальные сборщики ПК, приобретающие комплектацию на рынке, а не напрямую у производителей, не смогут обеспечить выполнение такого условия. Шуйский завод "Аквариус" в 1998 году получил сертификат качества производства ISO 9002. Производство, организованное в соответствии с стандартом ISO 9002 позволяет добиваться повышения качества продукции и снижения ее себестоимости, на нем в обязательном порядке осуществляются контроль качества и комплектующих, контроль за качеством сборки, контроль качества выпускаемой продукции, контроль упаковки и отгрузки. Подготовка заняла около года. Но я уверен, что это было не зря, поскольку наличие у нас сертификата по стандарту ISO служит для заказчиков объективным фактором, подтверждающим качество техники Aquarius.

Однако по стандарту ISO 9002 сертифицируется производство с выверенным циклом производства однотипной продукции (ПК стандартных моделей). Компания "Аквариус Дата" приняла решение пройти сертификацию по стандарту ISO 9001, уделяя особое внимание производству серверов, которое является сложным, высокотехнологичным и наукоемким процессом. Серверы, особенно тяжелые модели, - единичный товар, в отличие от серийного производства ПК. Сертификат ISO 9001 частично затрагивает процесс производства, в этом он пересекается с сертификатом ISO 9002, но кроме того, охватывает процессы разработки и проектирования, необходимые при производстве серверной продукции. И в сентябре 2000 года компания "Аквариус Дата" получила сертификат соответствия ISO 9001.

Хочется отметить, что "Аквариус Дата" - единственная компания, у которой есть оба сертификата - ISO 9001 и ISO 9002. Мы рассматриваем данный факт, как наше серьезное конкурентное преимущество".

Сейчас становится необходимым и наличие лицензии Министерства экономики РФ на производство средств вычислительной техники. По новому законодательству она стала документом, который заменяет сертификат торгово-промышленной палаты для описания изделия как "Сделано в России". Правильное заполнение соответствующих позиций в счете-фактуре, выполненное благодаря наличию у производителя этого документа, позволит покупателю "марочной" техники избежать двойного налогообложения НДС. Компьютерных компаний, имеющих эту лицензию, можно пересчитать по пальцам. Эта лицензия у "Аквариуса" тоже есть. И, надо отметить, в последнее время она очень помогает и нам, и нашим партнерам работать с заказчиками - они убеждены в том, что не будет проблем по крайней мере с налоговыми органами.

Еще я хотел бы упомянуть про один необязательный сертификат, который тоже у нас есть - так называемый "сертификат надежности". Он подтверждает, что средняя "наработка на отказ" у компьютеров Aquarius составляет 15 тысяч часов. То есть при стандартном режиме работы - около 8 часов в день - компьютер прослужит 6-7 лет.

- В чем отличия "марочного" сервиса

Сервисное сопровождение, осуществляемое производителем "марочной" техники, должно обеспечивать восстановление работоспособности компьютера в сжатые сроки вне зависимости от местонахождения заказчика. Особенно это важно при выходе из строя сервера - от его "простоя" может серьезно пострадать бизнес клиента.

Ремонт компьютера западного производства в регионах, в среднем, требует 20 дней. Это, на наш взгляд, недопустимые сроки. "Аквариус" старается уложиться в 3-5 дней.

Если же говорить о серверах, то их срочный ремонт - еще более сложное и важное дело. Сейчас компания отрабатывает такие схемы взаимодействия с поставщиками комплектующих, которые позволят гарантированно осуществлять восстановление серверов в любом региональном центре в трехдневный срок. Мы планируем, что к концу лета данная проблема будет решена.

Обеспечение столь малого срока ремонта - совсем не тривиальная задача, поскольку для организации подобного режима работы сервисным партнерам ежегодно будут выделяться запасные части на сумму до 800 тыс. долл. Примерно столько же находится на центральных складах компании. Такие расходы не может себе позволить локальный сборщик ПК. Крупные же производители, не желающие этого делать, вынуждены даже идти на ограничение производства. Впрочем, существует и другой подход - "выброс" на рынок особо дешевой техники без должного складского запаса. Эти компании рассчитывают на то, что заказчики никуда не денутся, ведь в конечном итоге когда-нибудь техника будет отремонтирована. При таком методе работы потери клиентов в учет не принимаются.

- Что дает длительное время поддержки модельного ряда?

Поддержание производства одной и той же модели длительное время позволяет клиентам точно знать все потенциальные возможности приобретаемой техники. Лишь крупные компании с организованной логистикой и прямыми отношениями с производителями комплектующих могут обеспечить узнаваемость своего модельного ряда.

Большинство же современных отечественных сборщиков не могут выполнить этого условия. Они, как правило, приобретают товар на московском рынке по принципу "в прошлый раз было это, а сейчас что есть". То есть сегодня используется одна партия комплектующих, а завтра уже другая. И приобретая партию из 10 компьютеров с одними характеристиками, через день можно за ту же цену докупить еще 5, но уже с совсем другими параметрами. Отсюда возникают проблемы с совместимостью, а это особенно сильно задевает корпоративных клиентов.

Кроме того, существует решение по продаже платформ с дальнейшей сборкой ПК "в канале". "Аквариус" категорически отказывается от этой практики, а предлагает жесткий модельный ряд. Это объясняется невозможностью обеспечить высокое качество сборки при подобной организации в нашей стране. Увы, в таком случае, с высокой вероятностью в "марочный" корпус будут устанавливаться некачественные, но дешевые комплектующие, что приведет к падению доверия к марке.